На главную страницу

 

      Главная/Интересное/"В мире животных"

 

Раньше отечественные каналы соревновались друг с другом на уровне кинопоказа: кто позабористей и поновее блокбастер покажет, тот и круче. Этой же осенью на нашем ТВ сплошные клоны: "Дронго" и "Бригада", "Время любить" и "Воровка-2", "Стань звездой" и "Фабрика звезд". Руководство каналов всячески старается обогнать конкурента по рейтингу, на который рядовому зрителю по большому счету наплевать. Зрителю хочется увидеть и то и другое, в удобное время и желательно без рекламы. С понедельника Первый канал и РТР продолжили свой неофициальный чемпионат, предложив два телепроекта: "По ту строну волков" и Тайга". Смешно то, что соревнуются в них Галкин-старший и Галкин-младший.

Оба фильма снимались на дикой природе, поэтому актерам приходилось жить в экстремальных условиях, без горячей воды и прочих удобств цивилизации. В обоих фильмах задействованы дикие животные, предоставленные студией "Мосфильм-КИНОло-гия". А известная "актриса" — собака породы хаски по кличке Метель — умудрилась появиться и в той, и в другой картине. В "По ту сторону волков" в основном снимались собаки именно этой породы — очень похожие на волков, только помельче немного (хотя в кадре это незаметно). Но были и настоящие волки. Причем один совсем дикий, его нашли прямо на месте съемок, в дремучих лесах тверской глубинки. Пока серый бегал по кустам и оврагам в поисках пропитания, его тайком снимали на камеру.

— Волков опасно снимать, все-таки дикое животное, — рассказывает Наталья Какурникова, работавшая на этом фильме. — Если его с детства дрессировать, он, конечно, будет прирученным. Но иногда инстинкт хищника берет свое. При виде сырого мяса, например, любой волк просто звереет. Поэтому в сценах, где есть мясо или животное рядом с героем, для собственной безопасности лучше снимать собаку. Надо было снять сцену крупным планом, где волчица скалится и рычит на актера. Снимали Метель, которая по натуре очень добрая собака: никогда ни на кого не бросится и не укусит. Пришлось ее специально злить. Сначала Метель долго не кормили. Потом на съемочной площадке ей показали большой кусок мяса и, раздразнив едой, подсадили маленького волчонка, который пытался это мясо съесть. Метель от голода злилась и рычала. Так и сняли. А чтобы Метель была похожа на волка, ее гримируют, замазывая мордочку растворимым кофе, чтобы она темнее казалась — у хаски более светлый окрас, чем у волков.

Метели всего два года, но она уже успела сняться в нескольких фильмах, в том числе и в сериале "Граница. Таежный роман". В самой знаменитой сцене из фильма, где на героя Гуськова бросается волк, а тот его убивает, снимались две собаки — Метель и ее мама Ася. Метели досталась первая часть этой сцены, когда Гуськов, а вернее его дублер (сам директор "Мосфильм-КИНОлогии" Виктор Зуйков), катился с ней по обрыву. Самому актеру в таком трюке сниматься не дали: Метель хоть и добрая собака и с Алексеем они подружились, но все-таки мало ли что.

А во второй части сцены, когда они уже упали, снималась Ася. Асе дали совсем небольшую дозу наркоза, чтобы она смирненько лежала, и положили сверху на Гуськова, полив обоих кетчупом, имитировавшим кровь. А маленьких волчат, которых вытаскивают из норы, играли настоящие трехмесячные звери по имени Лобо и Бланка. Их специально для этого фильма покупали в Волгоградской области, а после съемок одного отдали в Новосибирский зоопарк, а другого — в театр Дуровой.

Метель снималась и в "Тайге", но в очень простых сценах: волк бежит по лесу, а потом с берега следит за движением плота. Помимо нее там было много и других животных. Самым крупным был медведь.

— Наша студия работает со многими дрессировщиками, — рассказывает Татьяна Билан, работавшая на "Тайге". — Виктор и Людмила Бенда, которые ни с каким цирком не работают, а сами по себе дрессируют крупных животных, привезли на съемку двух медведиц — Машу и Люсю. Таких больших зверей трудно перевозить, пришлось заказывать фуру и две огромные клетки, чтобы привезти их в Краснодарский край, где снимали сериал. Люсе так и не дали посниматься, все сцены отработала Маша. А самую сложную, где она появляется из-за кустов, испугав героя Бориса Галкина, долго смотрит на него и потом разворачивается и уходит, сняли едва ли не с первого дубля. Очень умная попалась медведица.

Еще в "Тайге" в роли куницы снимался хонорик — помесь хорька и норки. Его по сюжету приручает Максим — сын Сергея Петровича (Борис Галкин).

— Хонорики очень подвижные веселые зверьки, и у нас был забавный случай на площадке, — продолжает Татьяна. — В съемочный день мы принесли Лаки в клетке в лес, повесили на ветку, а сами ушли другими животными заниматься. И вот нам говорят: "Лаки — в кадр". Мы к клетке, а она пустая. Мы растерялись: дублера у нас нет, кругом лес, где его искать? Каждое дупло облазили и под каждый куст заглянули, где бы он мог спрятаться. Нет нигде. Мы уже не рассчитывали его найти, и тут минут через двадцать смотрим — наш Лаки скачет через овраг обратно к своей клетке. Вот такой умница, пошел погулять и вернулся.

Еще на съемках была утка Эсмеральда. Герой Галкина ее сначала поймал, а потом отпустил. Чтобы утка не улетела, куда ей заблагорассудится, ей к лапке привязали леску. Эсмеральду отпускали, она летела до близлежащего пруда и там посередине садилась. А потом ее потихонечку за леску подтягивали к берегу и вытаскивали. А еще туда возили фазанов. Они "играли" куропаток, на которых герои охотятся. Чтобы показать, что они уже мертвые, птиц не стали усыплять, решили тоже обойтись подручными средствами. Фазану аккуратно связывали леской лапы и крылья, мазали "кровью", и он смирненько лежал, изображая подстреленного.

Вообще сцены с животными снимаются гораздо дольше, чем с актерами. С первого дубля никогда не получается, на животных нужно больше пленки, больше нервов. Точно так же, как с детьми, только дети могут понять, что им говорят, а звери — нет. Репетиции возможны только с хорошо дрессированными собаками, а всех остальных животных снимают так, как получится. Больше всего мороки было с кроликом, который изображал зайца. Ну как скажешь кролику, что ему надо залезть в сумку, что-то там понюхать и, испугавшись, убежать? Пришлось снимать в несколько приемов. Сначала в сумку клали приманку, чтобы он туда залез. Потом кролика, наоборот, выманивали оттуда.

— С животными очень сложно. Мы тоже поначалу боялись, что наши четвероногие подопечные ничего не смогут сделать из того, что написано в сценарии. Но нам повезло. И "актеры" делали все как надо, и режиссеры и операторы очень хорошие, понимающие попались, — говорят Татьяна и Наталья.

Журнал "МК-Бульвар", №44, 2002 год.

Огромное спасибо за предоставленную статью сайту "Логово Волка"